Забавные календарики и открытки с изображением подмигивающих девушек или «мультяшных» героев помнят многие. Они пользовались огромным спросом в 70–80-х годах. Достичь большего, чем объёмное изображение, полученное методом стереосъёмки, или смена двух-трех изображений, на тот момент не представлялось возможным. Появление компьютеров, программного обеспечения, развитие производства полимеров, в частности, пластиков, совершенствование печатного оборудования - все это позволило сделать технологию линзорастровой печати более доступной и расширить сферу ее применения. Теперь стало возможным получать более качественные стерео- и вариоизображения и, что самое главное, крупноформатные. С другой стороны, конкуренция на рынке рекламы, постоянный поиск новых возможностей, новых эффектных рекламных «трюков» приводит к росту популярности объемных и анимационных изображений.
       В отличие от голограмм, стерео/ вариоизображения являются полноцветными и позволяют передавать не только объем на абсолютно плоской поверхности, но и придавать объектам элементы динамики или позволять видеть несколько различных объектов при смене угла зрения.
      Стереоизображения, которые мы можем видеть без специальных очков ( как в кинотеатрах при просмотре 3D-фильмов), производятся путём совмещения линзового растра с закодированным специальным образом изображением. При кодировке такого изображения  используется не одна стереопара, как в анаглифических ( с применением очков) изображениях, а множество стереопар.
      Главную роль в создании стерео варио изображения играет лист лентикулярного пластика (линзового растра). Он представляет собой прозрачную полимерную пластину, одна сторона которой имеет форму ряда цилиндрических линз (лентикул). Линзы pастpа пpеобpазовывают кодиpованное изобpажение (выполняют декодиpование), и зритель видит либо стерео ( 3D) картинку, либо меняющееся изображение, которое ещё называют вариоизображением. Линзовый пластик «обманывает» зрение, показывая левому и правому глазам разные изображения одной и той же сцены, снятые из разных положений. Эффект основан на свойстве бинокулярного зрения человека: левый и правый глаза смотрят из разных точек (разделенных у человека на 60–70 мм). Именно бинокулярное зрение и обеспечивает нам объемное восприятие окружающего мира.

     Линзовый растр
      Выделяют следующие основные характеристики линзового растра:
      Частота (линеатура) - количество цилиндрических линз, укладывающихся на дюйм, измеряется в LPI - Lenses per Inch (численно равна дюйм/период). Выбор частоты растра можно определить исходя из разрешения человеческого глаза. Для расстояния в 30 см разрешение глаза равно примерно 85 ppi, следовательно для мелкоформатной продукции (календарики, открытки) предпочтительнее растр с частотой 85 lpi и выше. На расстоянии в 1 метр разрешение глаза - 25 ppi, и частота линзового растра должна быть не меньше. Поэтому для наружной рекламы выбирают растры с малой линеатурой (20 и менее lpi), для оформления выставочных стендов и P.O.S.M. больше подходят растры со средней линеатурой (20-75 lpi), для сувенирной продукции - 75 и более.
      Угол обзора - угол, в пределах которого мы видим нормальный стереоэффект или одну фазу анимации.Угол обзора лежит в пределах  60 градусов. Угол больше 60 градусов нельзя сделать из-за величины показателя преломления полимерных материалов. Линзовые растры с углом обзора до 30 градусов предназначены, в основном, для стереоизображений, т.к. все стереоракурсы видны в маленьком угле и оптическая «глубина» стереоизображения получается довольно большой.
      Угловое разрешение микролинзы  определяет минимальный угол , в пределах которого возможно четкое разделение двух соседних ракурсов и, соответственно, максимально возможное число вариокадров или стереоракурсов для данного растра. Эта величина не бесконечна и невозможно получить вариокартинку с бесконечным числом кадров (обычно это 20-40 изображений). Угловое разрешение линзы лежит в пределах 0,5-5 градусов (может больше) и значительно превышает разрешение печати, поэтому об этом параметре обычно умалчивают. Угловое разрешение растра также определяет максимальное расстояние осмотра стереоизображения. Расстояние, при котором угловая база между глазами (расстояние между глазами поделить на расстояние осмотра) сравнима с угловым разрешением микролинзы , является предельным для осмотра стереоизображения. На таком расстоянии левый и правый глаза будут видеть один и тот же ракурс, и поэтому стереоэффект увидеть будет невозможно, в этом случае может быть виден только вариоэффект.
      Производство лентикулярных пластиков – занятие очень дорогостоящее, т.к. к их качеству предъявляются исключительно высокие требования, начиная от оптических свойств и заканчивая необходимостью выдерживания абсолютной параллельности линз. Причём, эти требования повышаются по мере укрупнения линз. Линзовые растры производятся методом экструзионного каландрирования расплавленных высокостабильных полимеров(полиэтиленгликоль, полиэтилентерафталат, полиметилметакрилат) всего несколькими заводами в мире. Основные производители, такие как Microlens Technology Inc., США, держат качество на высоком уровне, но и цены на растры у них довольно высокие. В последнее время на рынке появились лентикулярные листы китайских заводов. По сравнению с американскими и европейскими компаниями, их цены значительно ниже, но и качество продукции оставляет желать лучшего.

     Стереокод
      Изображение для совмещения с линзовым растром создают припомощи специальных программ. В закодированном виде оно представляет собой полосатую картинку, при этом каждая из полос содержит в себе информацию либо об определённом угле стереоизображения ( стереоракурсе), либо об одной из фаз вариоизображения.

    Производство стерео/варио изображений
      В зависимости от размера и тиража конечных изделий, стереокод печатают цифровым способом или офсетом. Для небольших изделий с большими тиражами ( стерео/варио открытки, календарики и пр.), как правило, применяется метод офсетной печати УФ-отверждаемыми красками непосредственно по лентикулярному растру. Данная технология офсетной печати позволяет избежать дорогостоящего ручного труда по совмещению бумажных печатных оттисков с линзовым растром.
      Метод приклейки отпечатанного на бумаге или специальных плёнках кодированного изображения применяется при средних офсетных тиражах и для производства  изделий толщиной более 1 мм.
      В последнее время на рынке появились широкоформатные принтеры с высоким разрешением печати, печатающие прямо по лентикулярному листу. Такая печать стала применяться при изготовлении стерео и варио постеров для наружной рекламы. Печать производится на материалах и красками, специально разработанными для наружной рекламы, обеспечивающими стойкость к влаге, ультрафиолету, перепадам температуры. Долговечность постера со стерео- и вариоизображением оценивается в 5 лет. Гарантии обычно даются на 1 год. Как и любой пластик, линзовый растр надо беречь от царапин, не использовать при очистке абразивные и химически активные вещества. И тогда стерео- и вариоизображение сможет участвовать не в одной рекламной кампании.

    Области применения
     Существующий ассортимент линзовых пластиков по размеру, углу обзора, расстоянию просмотра позволяет использовать стерео- и вариоэффекты в различной рекламной и сувенирной продукции:
    - Рекламная полиграфия и сувениры: карманные календари, «шапки» для квартальных календарей , открытки, визитки, компьютерные коврики, подставки под пиво, стикеры, монетницы со стерео и вариоэффектами, а также часы, зажигалки, брелоки и многое другое.
    - Упаковка со стерео и вариоэффектами, в том числе парфюмерных товаров, алкогольных напитков и пр.
    - Стерео/варио обложки книг и журналов.
    - CD-, DVD-диски, аудио- и видеокассеты со стерео- и вариоизображением на упаковке.
    - POS-материалы со стерео/вариоэффектами: вобблеры, постеры, шелфтокеры и т. д.
    - Оформление интерьеров офисных помещений и элитных квартир, клубов, кинотеатров, ресторанов – стерео/варио лайтбоксы, панно, выставочные стенды и т. д.
    - Наружная реклама - световые короба, вывески, рекламные щиты, штендеры, пилоны и пр. со стерео и вариоизображениями.

   Преимущества
    Оценка преимуществ стерео- и вариорекламы по сравнению с обычной проводилась Израильской компанией Human Eyes по таким категориям, как степень заметности (привлечение внимания), восприятие новизны, запоминаемость, общее одобрение. Людям показывали обычную и стерео- или вариорекламу таких продуктов, как пиво, мобильные телефоны, CD-диски, блокноты и записные книжки. Более 75% опрошенных предпочли рекламу и сувенирную продукцию с объемными и анимационными изображениями. По запоминаемости стерео- и вариореклама опережает обычную в 4,5 раза.
   И все-таки, более высокие цены на стерео- и вариорекламу и сувенирную продукцию по сравнению с традиционной полиграфией обусловлены не соотношением эффективности или модой, а стоимостью сырья и трудоемкостью изготовления. К полиграфической печати максимально высокого разрешения необходимо добавить стоимость растра, скотча и ручной, очень кропотливый труд. При печати непосредственно по растру нужно учесть расход линзового пластика на приладку и амортизацию дорогостоящего оборудования.
   Лист самого дешевого гибкого пластика 75 lpi без клеевой основы 50x70 см стоит в России 2–3 долл. Стоимость пластика практически зависит от его веса. При использовании толстого пластика для интерьерной и наружной рекламы расходы только на него могут составлять 200–300 долл./м2.
   Таким образом, стоимость стерео- и вариопродукции превышает обычную полиграфию в 3–6 раз. Но вероятность того, что календарь или открытка, выполненные по данной технологии, не будут лежать в стопке аналогичных ежегодных подарков, а займут достойное место в офисе, значительно выше. По эффективности реклама со стерео- и вариоизображением сравнима с региональным телевидением. При этом расходы на прокат пятисекундного ролика значительно выше. Конечно, всю традиционную рекламу не заменят дорогостоящие стерео- и вариоизображения. Обычно им отводят 10–15% наружных рекламоносителей от общего объема. Сувениры, оформление выставок, POS-материалы могут быть изготовлены по растровой технологии в полном объеме или гармонично дополнить традиционные материалы.


Web Page Maker, create your own web pages.